назад

Заседание круглого стола «Роль образования в развитии гражданского общества»

19 октября 2018 года в круглом столе приняли участие члены Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, а также руководители и преподаватели ведущих вузов Северо-Западного федерального округа – членов Совета ректоров вузов СЗФО .

Сопредседателями круглого стола стали члены совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: Анита Соболева, доцент кафедры теории и истории права Высшей школы экономики и Наталия Евдокимова,  ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга, Иван Иванович Засурский, заведующий кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ, президент Ассоциации интернет–издателей.

Открывая мероприятие, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, вице-президент Европейского института омбудсмана, выпускник СПбГУАлександр Шишлов подчеркнул, что место для дискуссии выбрано неслучайно — Санкт-Петербургский университет в качестве старейшего вуза России и лидера мнений является важным центром работы по внедрению идей гражданского общества не только в своей работе, но и в науке и образовании всей страны.

Наталия Евдокимова, член совета и ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга, выпускник СПбГУ, юрист, заметила, что сегодня роль образования в развитии гражданского общества не меньше, чем роль гражданского общества в образовании. Чтобы научить вчерашнего студента принимать участие в жизни общества, по ее словам, процесс нужно запускать во время учебы: «Почему выпускники не проявляют активности в обычной жизни? Думаю, потому что они этого не умеют, не во всех вузах есть возможность влиять на принятие решений администрацией, нет обратной связи».

По словам эксперта, члена Совета при президенте РФ, советника ректора СПбГУ по вопросам развития учебной и научной коммуникации Ивана Засурского, самое главное сегодня — это право на информацию, и гражданское общество не может развиваться без свободного доступа к знаниям. Несмотря на, казалось бы, огромный масштаб информационного поля современного человека, возникают серьезные вопросы о качестве этой информации. Университеты могут помочь в этой миссии — наполнить общество проверенным и полезным контентом.

Участники встречи также обсудили, как можно выстраивать акценты в образовании таким образом, чтобы укрепить фундамент правозащитной деятельности в нашей стране. Сергей Цыпляев — декан юридического факультета Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ — сказал: «Больше трети Конституции — это права и свободы человека и гражданина. Мы видим, как сложно входит весь этот комплекс в жизнь общества, хотя Конституция формулирует, что соблюдение прав является основным содержанием деятельности государства. Сейчас мы работаем над созданием образовательной программы уровня магистратуры, посвященной этой теме». По его словам, программа будет ориентирована не только на подготовку правозащитников, но и сотрудников органов, занимающихся регулированием этой сферы в нашей стране: Роскомнадзора, Следственного комитета, прокуратуры, полиции.

Нужно, чтобы было понимание, что права человека должны быть обеспечены, и это не вызывало бы прений.

Декан юридического факультета Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Сергей Цыпляев

В рамках круглого стола участники коснулись нескольких проблем современного образования, в том числе аспектов, которые тормозят развитие научного потенциала вузов. Такими проблемами Анита Соболева, член совета, доцент кафедры теории и истории права Высшей школы экономики, считает бюрократизацию, большое количество бумажной отчетности, а еще — возрастающее значение наукометрических показателей для оплаты труда преподавателя. По ее словам, это порождает «научный флуд». «Не лучше ли издать две хороших статьи вместо четырех посредственных? — обратилась Анита Соболева к участникам круглого стола. — Такой формалистский подход опасен для науки. Критерии оценки значимости того или иного ученого должны быть понятны и прозрачны».

С этим мнением согласился и Сергей Рукшин, профессор Российского государственного университета имени А. И. Герцена. Он подчеркнул, что единый порядок нуждается в дифференциации — по разным дисциплинам и даже по конкретным ученым, с учетом их особенностей и перспектив исследования: «Решение серьезной научной задачи, тем более задачи столетия, не может укладываться в определенные сроки».

Илья Дементьев поделился опытом разработки правил публикационных надбавок: участие в работе над ними приняли более 700 человек — ученые из самых разных областей, поскольку СПбГУ как классический университет учит и медицине, и нефтегазовому делу, и филологии, и юриспруденции. Такая гибкая, согласованная с исследователями система работает восемь лет и уже доказала свою эффективность.

Эксперты согласились, что без научных знаний невозможно не только решить, но иногда даже объяснить множество повседневных проблем — экологических, экономических и социальных. Именно вовлечение в общественную экспертизу вузов, их коммуникация с обществом позволили бы сделать большой шаг в сторону повышения качества жизни обычных людей.

Результаты работы заседания будут сформулированы в качестве предложений и рекомендаций к дальнейшей работе Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.