назад

Ведущие университеты страны обсудили проблемы высшего технического образования

Круглый стол, посвященный проблемам дефицита высококвалифицированных инженерных кадров на рынке труда состоялся при участии Ассоциации ведущих университетов России и Совета ректоров вузов Северо‑Западного федерального округа. В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы развития и популяризации технических направлений подготовки, а также эффективные инструменты, способствующие вовлечению школьников в обучение инженерным наукам.

Приветствуя участников встречи, заместитель директора Департамента государственной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Елена Благирева поделилась значительными успехами, которые были достигнуты министерством за 2023 год в сфере изучения инженерных наук. Она подчеркнула важность проделанной работы и оценила значимость совместных усилий университетов с работодателями и старшеклассниками, которые способствовали росту их заинтересованности в техническом образовании молодых специалистов.

В своем выступлении Елена Благирева рассказала о создании около 50 образовательных пространств и специальных информационных платформ, где выпускники школ получают сведения о различных образовательных возможностях и карьерных перспективах в технической сфере. По ее словам, за 2023 год профессиональную переподготовку по инженерным специальностям прошли около 4000 человек, более 800 обучающихся стажировались на базе организаций. Представитель Минобрнауки РФ отметила, что со стороны государства принимаются все меры для того, чтобы ускорить процесс развития высшего технического образования.

Обращаясь к коллегам, руководитель Секретариата АВУ, исполнительный директор Совета ректоров вузов Северо‑Западного федерального округа, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова заметила, что за последнее время одной из острых тем, поднимаемых в рамках дискуссий на государственных площадках, является проблема дефицита качественно подготовленных специалистов инженерных специальностей. Она почеркнула, что уменьшение количества школьников, выбирающих для сдачи профильную математику и физику, приводит к тому, что сокращается приток абитуриентов, желающих обучаться по инженерно‑техническим направлениям.

Кроме того, в рамках круглого стола были озвучены и проблемы отсутствия заинтересованности школьников в образовании подобного профиля и их недостаточного уровня знаний для обучения в высших учебных учреждениях. Об этом сообщил первый проректор по молодежной политике и организации приема Санкт‑Петербургского университета Александр Бабич. Он отметил, что абитуриенты должны осознанно подходить к сдаче предметов ЕГЭ и к выбору образовательных программ, на которые они поступают, а также видеть перспективу своего дальнейшего трудоустройства и профессиональной деятельности.

Еще одной темой, обсуждаемой участниками мероприятия, стал вопрос привлечения большего числа выпускников к получению инженерного образования и создания более привлекательного образа технического специалиста. Проректор по образовательной деятельности Южно‑Уральского государственного университета Марина Потапова подчеркнула, что школы являются центрами популяризации, поэтому начинать работу с будущими специалистами нужно задолго до их поступления в вузы. Она рассказала о губернаторских инженерных классах, в рамках которых школьники получают дополнительное техническое образование, посещают экскурсии на предприятия, участвуют в практических занятиях и проектах. Такой подход позволяет заинтересовать молодых людей изучать инженерные науки и помогает им определиться с выбором будущей профессии.

В свою очередь, исполняющий обязанности проректора по дополнительному и довузовскому образованию Санкт‑Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Тихонов обратил внимание присутствующих на то, что современный рынок диктует конкретные условия для будущих профессионалов, обозначая, какой требуется специалист и под какие производственные задачи. Он выделил три основные проблемы, с которыми сталкивается высшее техническое образование, в их числе — необходимость удержания интереса студентов, недостаточное количество абитуриентов, выбирающих технический профиль, а также нехватка ресурсов для масштабирования профориентационных методик.

В ходе круглого стола ректоры ведущих вузов также поделились своим опытом организации работы в области технических направлений подготовки. О приеме на инженерные направления в Российский университет дружбы народов и в Дальневосточный федеральный университет рассказали начальник Управления по приёму обучающихся РУДН Ильшат Дулатов и директор Департамента по работе с абитуриентами ДФУ Ольга Князева. Они отметили, что недостаточно сильная подготовка школьников к государственным экзаменам по профильной математике, физике и информатике связана с нехваткой профильных педагогов в школах, поэтому университеты также должны заниматься профессиональной переподготовкой преподавателей. Более того, по словам Ольги Князевой, вуз является важным звеном, соединяющим абитуриентов, родителей и работодателей.

С докладом о том, как повысить интерес к техническим специальностям среди выпускников школ в связи с трансформацией инженерных профессий, выступил директор Центра «Приёмная комиссия», ответственный секретарь приёмной комиссии Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана Иван Сидельников. Он подчеркнул, что ключевой задачей российского образования на сегодняшний день становится информирование детей о том, кто такой инженер и каким задачам современности ему следует отвечать. Иван Сидельников уверен, что увеличить количество высококвалифицированных кадров на российском рынке можно, если обеспечить быстрое реагирование на запросы производственных компаний, развивать внеурочную деятельность, пересматривать учебные планы, модернизировать все информационные порталы и выстраивать новую структуру взаимодействия со школами.

Финальной темой, рассматриваемой за круглым столом, стал вопрос оттока кадров из регионов. Школьники, поступая в ведущие вузы, не хотят возвращаться для работы в родной край. Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова отметила, что квалифицированные специалисты со средним профессиональным образованием нужны не только в центральном регионе, но по всей стране. Она предложила привлекать к программе мотивации студентов и корпус работодателей с разных городов России, вне зависимости от их численности и масштаба.

В завершение встречи, эксперты согласились, что заниматься привлечением выпускников школ к инженерному образованию и обеспечивать студентам трудоустройство следует не только образовательным организациям, но профильным органам исполнительной власти, а также местным региональным комитетам и министерствам по труду и занятости.