Совет ректоров вузов СЗФО обсудил вопросы сетевого обучения
Ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев провел очередную видеоконференцию с участием ректоров десяти вузов Северо-Западного федерального округа. На совещании обсудили вопросы и проблемы, связанные с реализацией программ сетевого обучения, и пути их решения.
Конференция началась с презентации на тему «Создание и реализация образовательных программ магистратуры и аспирантуры в сетевой форме. Модели и перспективы развития». Ее представил проректор по учебно-методической работе Северного (Арктического) федерального университета Алексей Коршунов. Он привел данные, согласно которым, доля сетевых программ аспирантуры, реализуемых в СЗФО, составляет 0 %, а средний показатель по магистратуре находится на уровне 5–6 %, причем в некоторых вузах они не реализуются вообще.
Эффекты сетевого взаимодействия, которые стремятся получить его участники, — это повышение конкурентоспособности и качества образования и объединение ресурсов участников сети. В то же время в ходе его организации университеты встречаются с проблемами: отсутствует единая типология сетевой образовательной программы, кроме того, вузы по-разному подходят к реализации образовательных программ. Отдельные вопросы вызывают механизмы финансирования академической мобильности и необходимость отработки методики лицензирования и аккредитации сетевых образовательных программ. В конце своего доклада Алексей Коршунов выделил четыре задачи, которые требуют решения: разработка методики и механизмов оценки качества сетевых образовательных программ, формирование пула экспертов по проектированию и реализации совместных программ, создание фонда поддержки сетевых образовательных программ и совершенствование нормативной базы.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев обратил внимание коллег на то, что в настоящее время существуют формы сетевого взаимодействия, которые можно использовать без дополнительного финансирования и правовых сложностей. В качестве одного из примеров он привел онлайн-курсы.
«Если обучающийся прослушал лекции в университете, с которым у нас есть договор о взаимном признании курсов, то они зачитываются. У СПбГУ есть договор с Тольяттинским государственным университетом, в рамках которого 46 студентов ТГУ получили зачет по онлайн-курсу „История России“ (см. материалы ректорского совещания от 20.03.2017, п. 4) — эта оценка будет отражена в их дипломе. Точно так же не должно возникать проблем с согласованием прохождения курсов вуза, имеющего право работать по собственным образовательным стандартам, поскольку они должны быть выше федеральных», — подчеркнул ректор Петербургского университета.
Он добавил, что пока в СПбГУ не поступало ни одного предложения о сетевом взаимодействии от вузов Северо-Запада, однако Университет всегда открыт к сотрудничеству.