Система оценки эффективности научного оборудования: новые критерии и мнение экспертов
В формате видео-конференц-связи состоялось общее собрание членов Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, в ходе которого эксперты обсудили проблемы оценки эффективности использования научного оборудования в вузах и научных организациях.
Приветствуя участников, исполнительный директор Ассоциации ведущих университетов, заместитель председателя Ученого совета Санкт-Петербургского университета, ученый секретарь СПбГУ Елена Григорьевна Чернова отметила, что показатели эффективности использования лабораторного оборудования связаны с теми финансовыми объемами, на которые могут претендовать высшие учебные заведения и исследовательские институты.
«Сегодня главным признаком продуктивности с точки зрения контролирующих организацией является высокий уровень загрузки аппаратуры, который можно достичь только с помощью организованной работы центров коллективного пользования. Как, например, происходит в Научном парке СПбГУ. Но это не единственный критерий», — сказала Елена Григорьевна.
Научный парк СПбГУ является одним из самых крупных центров коллективного пользования в Российской Федерации — как по объему эксплуатируемой техники, так и по широте различных методов исследования. В настоящее время в нем действует 23 ресурсных центра, в которых ежегодно выполняется порядка полутора тысяч проектов.
Директор ресурсного центра «Рентгенодифракционные методы исследования» Научного парка СПбГУ Олег Сергеевич Грунский подчеркнул, что процент нагрузки должен являться одним из индикаторов, но не целью приобретения оборудования.
«В центрах коллективного пользования есть несколько видов приборов: научные, учебные и вспомогательные, которые используются как в исследованиях, так и в образовательном процессе. Коэффициент эксплуатации техники рассчитывается как отношение фактического времени ее использования к расчетному максимальному. Мы работаем на достижение экспериментального результата, поэтому оценивать стоит не нагрузку, а коэффициент эффективности работы того или иного центра», — сделал вывод эксперт.
Ученого СПбГУ поддержали и другие представители ведущих университетов России. Игорь Владимирович Соколов, директор по научным исследованиям и разработкам Дирекции научных исследований и разработок Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», предложил обсудить возможность сотрудничества отечественных центров для развития уникальной приборной базы. В свою очередь, директор Уральского центра коллективного пользования «Современные нанотехнологии» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Владимир Яковлевич Шур добавил, что подобная деятельность является возможностью привлечения специалистов и ученых стран БРИКС.
В рамках дискуссии Кирилл Николаевич Захарьин, руководитель Департамента информационных технологий Сибирского федерального университета, обратил внимание участников на то, что проблема оценки эффективности использования оборудования в научных организациях ничем не отличается от задач производства.
«Кадровое обеспечение в лабораториях, центрах коллективного пользования — это задача номер один, потому что есть совершенно четкая региональная специфика. Люди должны расти и быть готовы к тому, чтобы проводить более сложные исследования и осваивать новые модели. Вторая задача — учет и мониторинг работы техники, выявление узких мест, детальный анализ «простоев», ну и, конечно, прогнозирование», — резюмировал специалист.
В завершение дискуссии Елена Григорьевна Чернова подчеркнула, что действующая система оценки, ориентированная исключительно на определение коэффициента загрузки, не подходит для сегодняшнего дня.
«Эта система — остаточное явление предшествующего периода, когда надо было наладить систему учета использования оборудования и оценивались чисто количественные показатели. Сегодня должны быть другие критерии, потому что оборудование вовлечено не только в научный, но и в образовательный процесс», — подвела итоги исполнительный директор Ассоциации ведущих университетов, заместитель председателя Ученого совета СПбГУ.