«Вызов современного мира в том, что количество детей с инвалидностью увеличивается». На заседании Совета ректоров вузов обсудили перспективы инклюзивного образования
В ходе онлайн-встречи прозвучали доклады об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также были подведены итоги конкурса «Россия, устремленная в будущее».
Слушателей и докладчиков заседания приветствовал Вадим Леонтьев, заместитель полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе. Он поблагодарил организаторов за успешное проведение конкурса, который в этом году был посвящен 75-летию Победы в Великой отечественной войне.
Отрадно осознавать, что число участников возросло на 25 процентов, увеличилось также и количество учебных заведений, чьи студенты подготовили конкурсные работы. Это говорит не только об интересе к самому конкурсу: подвиг нашего народа остается важным для новых поколений.
Вадим Леонтьев, заместитель полномочного представителя президента в СЗФО
Вадим Алексеевич подчеркнул, что конкурсанты продемонстрировали высокий уровень мастерства, и выразил надежду на рост количества участников год от года. В 2020 году участниками конкурса стали почти 500 студентов.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев высказал пожелание быть внимательными к судьбам тех, кто стал победителем конкурса ранее, интересоваться их успехами. Со списком победителей можно ознакомиться на сайте.
Обсуждение инклюзивного образования открыла Марина Лаврикова, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ. Марина Юрьевна отметила, что сегодня эта непростая тема актуальна для каждого университета, так как увеличивается число нуждающихся в особых условиях обучения и социальной адаптации.
Опытом работы ресурсного центра инклюзивного образования САФУ поделилась Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета. Центр был создан с учетом международного опыта, и сегодня это инновационная, полифункциональная структура. Она готовит кадры на программах как основного, так и дополнительного образования. С одной стороны, в центре занимаются обучающиеся с ОВЗ, с другой — студенты и преподаватели дефектологических направлений. Елена Владимировна уверена, что именно вузы должны быть драйверами развития разных направлений, в том числе инклюзии. Ректор САФУ предложила Совету ректоров направить инициативы по улучшению доступности городской среды соответствующим госструктурам.
С докладом «Ресурсы непрерывного преемственного сопровождения инклюзивного высшего образования: опыт РУМЦ СЗФО ЧГУ» выступила Ольга Денисова, директор ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) Северо-Западного федерального округа по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе Череповецкого государственного университета.
Вызов современного мира в том, что количество детей с инвалидностью увеличивается. Сегодня многочисленную группу обучающихся составляют студенты с соматическими заболеваниями, с расстройствами аутистического спектра. Нам необходимо создавать новые условия для их обучения. Мы можем оказать помощь с раннего возраста, заниматься их профориентацией, именно вузы должны взять на себя такую ответственность.
Ольга Александровна, директор РУМЦ СЗФО ЧГУ
Проректор по инклюзивному образованию Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Виталий Кантор поделился результатами опроса преподавателей об инклюзивном образовании. Согласно мониторингу, проведенному РГПУ имени А. И. Герцена, среди преподавателей не так много тех, кто поддержал бы очное обучение лиц с ОВЗ в обычных группах, то есть сторонников полной инклюзии. Однако большинство научно-педагогических работников признает: сложности преодолимы. Главный выход из положения Виталий Зорахович видит в повышении квалификации преподавателей. «За четыре года функционирования РУМЦ РГПУ имени А. И. Герцена обучение по соответствующим программам прошли 892 сотрудника 25 вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и мы надеемся, что это число будет расти», — добавил проректор РГПУ имени А. И. Герцена.
Декан факультета психологии СПбГУ Алла Вадимовна Шаболтас согласилась с предыдущими спикерами и отметила, что истинная инклюзия в высшем образовании отнюдь не исчерпывается обучением, она охватывает все многочисленные сферы университетской жизни. Алла Вадимовна добавила, что барьеры между возможностями и невозможностями находятся не столько в инфраструктуре, сколько в сознании людей. Эксперты согласились, что прежде всего следует работать в этом направлении.
Материалы заседания доступны здесь.