Эксперты ведущих вузов России поделились опытом создания доступной среды
В онлайн-формате состоялся круглый стол Ассоциации ведущих университетов (АВУ) совместно с Советом ректоров СЗФО и Советом ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Доступная среда в вузах России: проблемы и возможные решения». В ходе встречи спикеры обсудили особенности инклюзивного высшего образования, сопровождение обучающихся с особыми потребностями здоровья, возможности их участия в академической мобильности и другие темы.
Первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ, руководитель секретариата ассоциации Марина Лаврикова поблагодарила представителей университетов, ресурсных учебно-методических центров и профильных ведомств за участие в дискуссии по важному и непростому вопросу. «Мы говорим в первую очередь о высшей школе, но понимаем, что эта проблема затрагивает всю систему образования. Поэтому, несмотря на то, что заявленная тема звучит как доступная среда в вузах, обсуждение будет проходить шире, ― сказала Марина Лаврикова. ― Сегодня слова доступная среда часто понимаются буквально как инфраструктурные условия, однако содержательное наполнение образовательных программ и методические наработки наших коллег также очень важны для того, чтобы идея доступности образования для студентов, имеющих особые потребности, была реализована в полной мере».
Круглый стол открыл доклад «Опыт вузов Санкт-Петербурга в создании доступной среды в период пандемии», с которым выступил председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. Он отметил, что в последние годы внимание к инклюзивному образованию увеличивается, и хотя восприятие этого понятия в разных вузах отличается, существуют общие подходы к реализации политики безбарьерной среды. В своем выступлении он уделил внимание специфике обучения во время пандемии, помощи студентам, в том числе с особыми потребностями здоровья, по программе занятости и другим вопросам.
Участники встречи отметили, что раньше после постановки диагноза человек во многих сферах оказывался изолирован от общества, но с середины XX века такая модель прекращает работать. Благодаря изменению общественного устройства, развитию технологий адаптации и реабилитации люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в социальную жизнь. «У инвалида больше нет желания быть пассивным получателем помощи, какой бы комфортной она ни была», ― подчеркнула проректор по воспитательной работе, заведующая кафедрой медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова Алла Потапчук.
Сегодня инклюзивное образование считается одним из главных приоритетов государственной социальной политики России. В российских университетах обучается около 5 млн человек, 20 тысяч из которых составляют студенты с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы сделать образовательный процесс комфортным для всех, вузы работают над созданием доступной среды, включающей в себя не только специальную планировку и оборудование зданий, но и адаптацию учебной программы, воспитательной и информационной работы. С целью учебно-методической помощи вузам был создан 21 ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ), в задачи которых входит тиражирование лучшего опыта работы с инвалидами и лицами с ограниченными физическими возможностями и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Также центры проводят мониторинг состояния инклюзивного образования, осуществляют профессиональную навигацию и помогают в трудоустройстве студентам, имеющим особые потребности здоровья.
Санкт-Петербургский университет уделяет отдельное внимание формированию доступной среды для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В частности, для студента могут быть разработаны индивидуальные учебные планы и графики обучения с учетом его особенностей и образовательных потребностей, а благодаря использованию средств электронного обучения занятия, индивидуальные консультации и тестирование могут проводиться в дистанционном формате. На сегодняшний день на всех уровнях образования в СПбГУ обучаются 250 универсантов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, 182 из них являются студентами бакалавриата.
В ходе круглого стола представители ведущих университетов России обменялись опытом организации доступной среды, обсудили, насколько эффективно обучение в объединенных учебных группах и как получение высшего образования может послужить социальным лифтом для студентов с инвалидностью.
Материалы круглого стола
- Программа
- Презентации
См. также: