Ведущие университеты страны поделились результатами организации целевого приема новой модели
При участии Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа, национальных исследовательских институтов, Санкт‑Петербургского и Московского государственных университетов в формате видео-конференц-связи состоялось заседание членов Ассоциации ведущих университетов. В ходе совещания эксперты обсудили, как изменения в законодательстве повлияли на процесс целевого приема и взаимодействие между вузами и работодателями.
В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об образовании», начиная с 2024 года, для организации целевого обучения используется единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», где представители организаций могут размещать заявки, содержащие информацию о необходимых направлениях подготовки, количестве доступных договоров и мерах поддержки, предоставляемых студентам в процессе обучения. Предложения доступны для общего ознакомления, что дает возможность абитуриентам при выборе целевой квоты ознакомиться с актуальной информацией. Для программ бакалавриата и специалитета предусмотрено использование Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Как отметила Ученый секретарь, заместитель председателя Ученого совета СПбГУ Елена Григорьевна Чернова, целевой прием является одним из ключевых инструментов развития экономики субъектов федерации, так как решает проблему дефицита профессиональных кадров в регионах. Она добавила, что новая модель приема на целевое обучение обеспечивает открытость и прозрачность конкурсных процедур и способствует привлечению более мотивированных и подготовленных к освоению образовательных программ абитуриентов.
«Санкт-Петербургский университет обеспечивает подготовку кадров для всех субъектов Российской Федерации, и механизм целевого обучения позволяет привлекать в регионы высококвалифицированных специалистов для нужд отраслей региональной экономики. Новый подход дает нам уверенность, что через несколько лет в России будут работать компетентные специалисты, готовые к решению задач, стоящих перед нашей страной», — рассказала ученый секретарь, заместитель председателя Ученого совета СПбГУ Елена Чернова.
Елена Григорьевна также сообщила, что в рамках действовавшей ранее модели целевого приема Санкт‑Петербургский университет в сотрудничестве с органами государственной власти проводил открытые конкурсы среди поступающих на заключение договоров о целевом обучении с региональными организациями. Первый всероссийский конкурс был проведен совместно с предприятиями Республики Карелии в 2022 году.
«Университет продолжает искать новые пути развития отечественной науки и технологий, создавать условия для профессионального роста молодых ученых и высококлассных экспертов. Это ключевые ресурсы, необходимые для успешного развития нашей страны, для обеспечения ее национального суверенитета. Нам необходимо активное межвузовское сотрудничество по этому вопросу», — рассказала Елена Чернова.
Первый проректор по молодежной политике и организации приема СПбГУ Александр Вячеславович Бабич подчеркнул, что новый формат целевого приема направлен на восполнение недостатка специалистов, который не может быть устранен за счет рыночных механизмов. Он обратил внимание коллег на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы для создания более гибкого и доступного процесса поступления. «Изменение в законе об образовании в Российской Федерации предусматривает новое нормативно-правовое регулирование, которое фактически отражает тот опыт работы, который был у Санкт-Петербургского университета в предоставлении широких возможностей для приема абитуриентов в рамках прозрачной процедуры», — заметил проректор СПбГУ.
Рассказывая об опыте Университета, Александр Бабич также подчеркнул рост интереса абитуриентов к обучению на целевых местах: в текущем году объем заявлений увеличился более чем в два раза. Однако количество фактически зачисленных студентов практически не изменилось в сравнении с предыдущими годами. Это связано с тем, что многие абитуриенты, успешно прошедшие отбор на целевые места, после завершения основного этапа зачисления предпочли перейти на бюджет.
В ходе заседания ведущие специалисты определили ряд ключевых проблем, с которыми столкнулись университеты при реализации новой модели целевого приема. Проректор СПбГУ рассказал, что в настоящее время университет не имеет возможности устанавливать разные требования для целевых и бюджетных мест. Это ограничивает доступ к обучению для талантливых абитуриентов с менее высокими баллами.
«Вопрос нормативно-правового регулирования зачисления на целевые места требует решения. Следует внедрить динамическую систему приоритетов: в случае успешного прохождения отбора абитуриентом, зачисление на целевое место должно быть обязательным, без возможности отказа в пользу иных бюджетных мест. Данная мера исключит ситуацию, когда студенты подают заявления на целевые места в качестве запасного варианта, поскольку у них не будет шанса перейти на основные места. Мы будем зачислять тех абитуриентов, которые действительно намерены обучаться по целевым направлениям», — сообщил Александр Вячеславович.
Работать над существующими проблемными зонами в организации целевого обучения необходимо, как отметил проректор Управления учебно-методической деятельности Московского государственного университета Станислав Александрович Бушев, используя совместные усилия образовательных учреждений, органов государственной власти и работодателей. В числе таких проблем эксперт назвал недостаточную осведомленность абитуриентов о сервисе «Работа в России», некорректное заполнение заявок заказчиками и отсутствие четких механизмов взаимодействия между участниками целевого приема. «Нужно провести методические семинары для обсуждения и разработки эффективных механизмов решения. Миноборнауки, Минцифры, и Минтруда могли бы предоставить свои площадки для совместного обсуждения и выработки рекомендаций для улучшения системы», — предложил Станислав Бушев.
Добиться большей прозрачности в процессе целевого обучения возможно благодаря цифровизации. Об этом сообщила проректор по учебной и методической деятельности Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Наталья Валерьевна Кармазина. «Новая система, основанная на цифровых технологиях, позволила более широко задействовать студентов из различных субъектов Российской Федерации. Они дистанционно подали заявку и заключили договор уже после зачисления. Таким образом среди абитуриентов повысилась популярность выбора подобной модели образования», — рассказала Наталья Валерьевна. Она также подчеркнула необходимость активного информирования как заказчиков, так и абитуриентов о возможностях и условиях целевого обучения.
Проректор по международной деятельности Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, директор Института мировой медицины Надежда Александровна Былова добавила, что четко регламентированные сроки, разъясняющие нормативные документы и правила информационного взаимодействия с заказчиками значительно упрощает работу по организации целевого приема. Тем не менее, по мнению специалиста, существует и проблема недостаточной мотивации абитуриентов к выполнению обязательств по целевым договорам, что требует дальнейшего внимания и активной работы со стороны образовательных учреждений.
В свою очередь, начальник управления «Приемная комиссия» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Иван Дмитриевич Сидельников рассказал, что технические вузы сталкиваются с особыми трудностями в организации целевого приема, так как предприятия оборонно-промышленного комплекса не публикуют свои предложения на платформе и лишают абитуриентов возможности увидеть эти вакансии.
Кроме того, в ходе проведения совещания начальник Управления по работе с абитуриентами Иркутского национального исследовательского технического университета Наталья Александровна Вострикова предложила проводить разъяснительную работу с работодателями и абитуриентами, чтобы последние осознали важность целевого обучения не только как способа поступления в вуз, но и как важного шага к будущему гарантированному трудоустройству.
«Сегодняшнее обсуждение показало очень высокую актуальность обозначенной темы для всех университетов Российской Федерации. Были отмечены положительные стороны действующего порядка целевого приема, а также выявлены некоторые сложности, такие как технические ошибки функционирования портала „Работа в России“ и содержательные проблемные зоны. Необходимо совершенствовать действующий порядок приема в части нормативного регулирования. Проблема реальная и серьезная, ее следует обсуждать на ином уровне с участием контрольных органов, Министерства науки и высшего образования, представителей законодательства», — подвела итоги Ученый секретарь, заместитель председателя Ученого совета СПбГУ совещания Елена Чернова.