назад

Ведущие университеты страны обменялись опытом развития клинического подхода

В формате видео‑конференц‑связи состоялось общее собрание членов Ассоциации федеральных вузов при участии Совета ректоров вузов Северо‑Западного федерального округа, национальных исследовательских институтов, Санкт‑Петербургского и Московского государственного университетов. Ключевыми темами заседания стали вопросы реализации проекта «Обучение служением» в образовательных организациях и необходимости интеграции практического опыта в учебный процесс.
Сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Александр Ильич Русаков подчеркнул, что сегодня одной из основных задач, стоящих перед системой высшего образования, является установка связи между воспитанием и обучением в рамках образовательных программ, внедрение новых технологий и форматов, а также поиск верных административных решений. «Тот проект, который сейчас рассматривается в качестве одного из базовых воспитательных проектов, те модули, которые введены совсем недавно, связанные с основами российской государственности, не оставляют иных возможностей, кроме как подойти к ним и с научной, и с образовательной, и с воспитательной точки зрения», — отметил сенатор.

Он также предложил обсудить вопросы совместной работы университетов с социально ориентированными некоммерческими организациями в рамках практической реализации проектного модуля, а также наладить взаимодействие высшего образования со средним профессиональным и школьным образованием, осуществить обмен опытом в функционировании клиник и деятельности добровольческого движения.

Программа «Обучение служением», направленная на создание тесной связи между теоретическим и практическим обучением, была запущена 1 сентября 2023 года в более чем ста российских университетах и колледжах. Проект представляет собой интеграцию социальных и образовательных задач, при которой студенты применяют профессиональные знания для решения актуальных общественных проблем.

При этом во многих ведущих вузах России, в том числе в СПбГУ, аналогичные задачи давно решаются посредством использования клинического подхода в обучении (ссылка на страницу портала учебных клиник СПбГУ), который позволяет глубже и шире, чем в рамках методики «обучения служением», интегрировать воспитательные и образовательные цели.

Актуальность темы обеспечения сквозного обучения на всех уровнях образования подчеркнула и первый проректор Санкт‑Петербургского университета Елена Чернова. Она рассказала, что сейчас в обсуждение важных вопросов вовлекаются руководители значительно большего числа вузов, что позволяет консолидировать усилия, сосредоточиться на решении отдельных вопросов и выработать определенные методические рекомендации. «Мы экспертное сообщество, которое не просто собирается для обсуждения насущных проблем, а ставит вопросы, настаивает на их решении и добивается их принятия на соответствующем уровне», — сообщила первый проректор СПбГУ.

Информацией о развитии федеральной программы «Обучение служением» и планах по ее реализации поделился председатель Комитета по молодежной политике Государственной думы Федерального собрания РФ Артем Метелев. Он отметил, что поскольку 75 % студентов считают практику в университетах недостаточной, одной из основных целей модуля является удовлетворение этого запроса через предоставление возможности непосредственно во время учебы решать реальные задачи, реализуя социальные проекты.

«Образование представляет собой не только академическое обучение, но и воспитательный процесс. Важной задачей является создание условий для реализации гражданского и патриотического потенциала студентов. В этом контексте роль университета критически важна, поскольку образование включает не только научные исследования и учебу, но и вопросы экономики, воспитания активного гражданского общества и формирования любви к своей стране», — подчеркнул депутат, сообщив, что вуз может выступить как заказчиком, так и площадкой, где школьники старших классов реализуют проекты.

Он добавил, что федеральная программа включает сотрудничество с социальными партнерами, государственными структурами, бизнесом и некоммерческими организациями, которые могут предложить социальные задачи для решения. Артем Метелев отметил, что 68 % руководителей российских НКО заинтересованы в сотрудничестве с вузами: из 200 тысяч компаний 53 тысячи ориентированы на социальные вопросы, поэтому возможность такого партнерства рассматривается как потенциальная зона роста.

Благодаря финансовой помощи Министерства науки и высшего образования РФ был создан проектный офис для создания инициатив по поддержке талантливых обучающихся, студенческих команд и преподавателей. Одним из проектов выступил национальный трек Международной премии #МЫВМЕСТЕ. До 10 июня добровольцы, некоммерческие организации, представители муниципальных образований могут подать заявку на соискание премии по 11 номинациям.

В ходе онлайн‑встречи представители ведущих вузов России поделились опытом внедрения клинической модели обучения. Об особенностях работы клиник в Санкт‑Петербургском университете рассказала руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов, исполнительный директор Совета ректоров вузов СЗФО, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова. Она напомнила, что в настоящее время в Санкт‑Петербургском университете уже работают 20 учебных клиник по различным направлениям подготовки не только гуманитарных, но и естественно‑научных специальностей. В этом году в рамках VIII Санкт Петербургского международного форума труда СПбГУ презентовал Клинику прикладных политических исследований и HR‑клинику.

«Специфика клинического обучения заключается в более широком охвате тех задач, которые стоят перед вузом, потому что клиника ориентирована как на развитие профессиональных компетенций, так и на получение социальных навыков и знаний. В рамках клинического обучения должен быть баланс и профессионального поля, и социально значимой деятельности. Каждый из нас должен понимать, что на своем рабочем месте мы выполняем не только узкопрофессиональные задачи, но и определенную социальную миссию».

Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова

Также Марина Лаврикова отметила, что научно‑теоретическая база клинической модели обучения включает в себя деятельностный, экзистенциально‑гуманистический и междисциплинарный подход, что позволяет студентам получить не только персональный опыт и путь к дальнейшему развитию, но и дает понимание ценности собственного участия в профессиональной и общественной деятельности. Клиники обеспечивают персонализацию обучения и возможности развития для каждого студента.

В свою очередь, проректор по социальной и воспитательной работе Финансового университета при Правительстве РФ Александр Кожаринов отметил, что клинический подход в высших учебных заведениях применяется уже не первый год, он способствует эффективному усвоению знаний и обеспечивает полноценную подготовку студентов к профессиональной деятельности.

«Интеграция клинического подхода в образовательный процесс требует тесного сотрудничества с профессиональными организациями, что дает возможность студентам получить практическую основу для обучения. Такая работа включает разработку учебных планов, подготовку преподавателей для участия во внеаудиторной работе, а также техническое обеспечение учебных лабораторий», — отметил Александр Кожаринов.

Кроме того, в ходе встречи был рассмотрен вопрос реализации проектного обучения как особого вида образовательной деятельности, создающей условия для организации и оценки студенческих проектов, выполняемых командами по заказу предприятий реального сектора экономики.

Проректор по воспитательной работе Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина Дмитрий Лоевский представил опыт вуза по развитию проектного обучения. «Перед нами стояло три важнейших задачи: сделать „обучение служением“ работающим инструментом, полезным и для студентов, и для университета в целом; обеспечить широкий охват и преодолеть разрыв между воспитательной работой и учебным блоком. Важно найти такую форму, которая удовлетворяла бы обе структуры, и мы выбрали форму проектного обучения», — рассказал Дмитрий Лоевский. Теперь более чем в 75 % образовательных программ Уральского федерального университета реализуется именно такой практико‑ориентированный подход.

Вместе с тем клинический подход, используемый в СПбГУ и других вузах, и получение образования через проектную деятельность студентов — это разные модели работы в рамках практико‑ориентированного обучения, но имеющие общие цели и единую методическую основу.

С опытом внедрения проекта «Обучение служением» в программы бакалавриата слушателей ознакомила начальник управления образовательной деятельности Вологодского государственного университета Ольга Лихачева. Модель в образовательной организации была реализована в формате отдельной дисциплины, практической подготовки и выпускной квалификационной работы.

Директор Гуманитарного института Санкт‑Петербургского политехнического университета Петра Великого Наталья Чичерина поделилась опытом использования интегративной модели проекта в программах учебного заведения. Она подчеркнула, что в рамках реализации проекта проводится много авторских мероприятий, развивается 15 направлений добровольчества, разработаны программы по вовлечению преподавателей.

Советник проректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Любовь Кириенко рассказала об инструментах реализации проектной деятельности, которая является одним из основных элементов обучения в бакалавриате НИУ ВШЭ начиная с 2014 года. На примере экспедиции «Открываем Россию заново» советник отметила, что ядро проектной работы составляет внеаудиторная деятельность, предусматривающая включение студентов в учебные, исследовательские или профессиональные проекты, выполняемые как в университете, так и за его пределами.